О Центре

О Центре контроля качества образования и его задачах

>>>КАК НАС НАЙТИ<<<

По инициативе руководства и решению Ученого совета Физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в 2007 г. был организован Центр контроля качества образования физического факультета (ЦККО), являющийся правопреемником ранее созданного Центра тестирования. Основная функция центра заключается в тестировании студентов на предмет текущей успеваемости и остаточных знаний. Две главные задачи центра следующие:

  • Осуществление контроля эффективности и качества учебного процесса, что означает оценку объёма и структуры знаний по основным дисциплинам (общая физика, высшая математика, теоретическая физика) у каждого студента, как в процессе изучения дисциплины, так и спустя несколько лет (контроль остаточных знаний). Это позволяет получить полномасштабную картину эффективности преподавания отдельных дисциплин.
  • Предоставление студентам альтернативной возможности сдачи зачётов, комиссий, экзаменов в некоторых случаях, что позволит свести к минимуму влияние на оценку знаний "субъективного фактора".

Учитывая большое число студентов, обучающихся на Физическом факультете, необходимость в автоматизации процесса тестирования очевидна. Для решения указанных задач в помещении Н-16 факультета организован компьютерный класс на 70 посадочных мест-боксов, обеспечивающих комфортное индивидуальное пространство. При поддержке Союза выпускников физического факультета закуплено необходимое оборудование, включающее сервер, терминальные станции и ЖК-мониторы. Применение технологии терминальной сети при организации класса позволило исключить шум, а также свести к минимуму габариты оборудования рабочих мест. Терминальная сеть проста в администрировании, обеспечивая при этом более высокий уровень информационной безопасности, что существенно для проведения массовых тестирований.

Для обеспечения функционирования оборудования класса Центром компьютерной физики физического факультета предоставлено все необходимое лицензионное программное обеспечение.

Уже имеющийся опыт работы компьютерного класса ЦККО показывает, что реализованное количество посадочных мест оптимально для оперативного проведения массовых тестирований студентов в сжатые сроки. Например, в зимнем семестре 2007/2008 учебного года произведено в общей сложности около 3000 тестирований студентов первого, второго и третьего курсов по общефакультетским дисциплинам.

Полученные результаты показывают, что тестирование, в основном, адекватно отражает представления препода­вателей об успеваемости студентов в течение семестра. Тесты показывают, в каких группах студенты наиболее активно усвоили материал. На основе детальных данных о решаемости задач студентами удается понять в целом, какие разделы курса легки в освоении, а какие – более трудны с точки зрения студента. Ценность этой информации для преподавателя очевидна.

С другой стороны, из детальных общих данных о решаемости задач можно получить сведения о решаемости конкретной задачи и среднем времени ее решения, и это дает возможность сделать любопытные выводы о характере усвоения тех или иных элементов дисциплины, что существенно для разработки методики преподавания учебных программ.

Вся информация, получаемая в ходе тестирований, сохраняется и накапливается с целью анализа динамики успеваемости студентов на протяжении всего времени их обучения на Физическом факультете.

Для проведения тестирования временно используется система, позволяющая организовать автоматизированное тестирование таким образом, когда для ответа на вопрос студенту нужно выбрать один из предлагаемых вариантов ответов. Данный подход не может считаться удовлетворительным, так как появляется возможность «обмануть» систему, выбирая правдоподобные ответы не решая задачу. Ввиду этого по заказу деканата и ЦККО разработана и готовится к вводу в эксплуатацию факультетская система компьютерного тестирования знаний. Данная система является вэб-ориентированной и позволит в будущем организовывать тестирование не только в компьютерном классе ЦККО, но и удаленно через Интернет. Это полезно для самостоятельной подготовки студентов к официальным тестированиям. Система позволяет создавать вопросы с различными способами ввода ответов: выбор варианта, прямой ввод числа с погрешностью, прямой ввод текста.

Характерной чертой автоматизированного тестирования является то, что тест требует в каждом случае доводить решение до конечного ответа, тем самым, приучая к культуре проведения выкладок и счета. Недостаток тестирования состоит в невозможности программно проверить решение. Поэтому тестирование не отменяет общение студента с преподавателем.

Стратегия Центра контроля качества образования физического факультета — составить тесты и наладить регулярное тестирование по всем общим курсам математики и физики, обеспечить оперативной анализ успеваемости студентов и эффективности преподавания дисциплин, при этом непрерывно вести исследования и разработку в области технологий тестирования с целью повысить интерес студентов к обучению.

Предполагается, что специальные кафедры также разработают и будут использовать методы тестирования студентов, изучающих специальные предметы по физике на лекциях и семинарах.